Морис Равель. «Болеро» — лаконизм, доведенный до предела

Морис Равель — великий французский композитор начала ХХ века. Когда слышишь его фамилию, сразу вспоминаешь его знаменитое «Болеро». Сам Равель предсказывал, что большинство оркестров просто откажется его играть. Но ошибся.

Морис Равель. «Болеро» - лаконизм, доведенный до предела

Родился он в 1875 году в городе Сибур, в французской части страны басков, на границе с Испанией. Мать его, Мари Делуар, была басконкой, а отец, Жозе Равель, швейцарским инженером. Не исключено, что на музыку Равеля повлияли именно родители — от матери он получил любовь к танцу, народной французской и испанской песне (позже он говорил, что самые ранние его воспоминания — песни матери), а от отца — точность и стройность композиции, выверенность ритма, четкое место для каждой ноты. В семье ценили музыку, и одаренность Мориса рано стала заметна.

Уже в шесть лет он стал учиться игре на фортепиано, к которым со временем добавились уроки музыкальной гармонии, контрапункта и композиции. В 1889 году он поступил в Парижскую консерваторию. Еще одно событие этого года, по воспоминаниям Равеля, стало важной вехой в его жизни — концерты русской музыки на парижской Всемирной выставке, которыми дирижировал Н.Римский-Корсаков.

Самые заметные произведения Равеля первого десятилетия ХХ века — фортепианные «Павана на смерть инфанты» (павана — это испанский придворный танец, исполнявшийся медленно и торжественно), «Игра воды», «Отражения». Это светлые, красочные картины природы, поэтичные жанровые сцены, которые он пишет, используя сложные полиритмичные комбинации, смещения акцентов. Равель пишет балет «Дафнис и Хлоя» для «Русских сезонов», который в хореографии М.Фокина идет на лондонской и парижской сценах.

Первая мировая война прервала творчество Равеля. Он записался добровольцем и отслужил более трех лет шофером в автомобильном дивизионе. Первое крупное произведение, написанное им после демобилизации, была сюита «Гробница Куперена» (Франсуа Куперен — французский композитор и органист XVIII века), которую он посвятил своим погибшим друзьям.

Музыка Равеля 20-х годов стала полифоничной, на смену поэтичным картинам пришли драматичные контрасты между мелодическими темами. Самые яркие произведения - «Вальс» и 2 фортепианных концерта. Когда Пауль Витгенштейн, известный пианист, потеряв на войне правую руку, обратился к композиторам с просьбой создать для него музыку, Равель пишет для него симфонический «Концерт для левой руки».

Необычен и «Вальс» Равеля. В нем сплетаются две контрастные темы — безмятежные, кружащаяся мелодия вальса, и мрачные, пугающие аккорды, как грозовые облака, бегущие по небу.

И, конечно же, «Болеро». Равель написал этот балет по заказу русской танцовщицы Иды Рубинштейн.  Сам Равель описывал его так: «Это танцевальная музыка, которая должна исполняться в ровном, умеренном темпе; она построена на упорном повторении одной и той же мелодии и гармонии, однообразный ритм которых все время отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия в нем - это все нарастающее оркестровое крещендо». И добавлял: «Вряд ли его будут исполнять на воскресных концертах».

В основе «Болеро» — вариации на тему мелодии, похожей на старинный испанский народный танец болеро, но в более медленном темпе.  Премьера балета «Болеро» состоялась в 1928 году в парижской Гранд-Опера и прошла с большим успехом. С тех пор, к некоторому удивлению самого Равеля, «Болеро» не сходит с мировых музыкальных сцен. Есть множество хореографических трактовок. Не меньшую популярность имеют симфонические оркестровые постановки. Его называют «гипнотическим», «завораживающим». Казалось бы — партитура изучена досконально, «механизм» воздействия абсолютно понятен, можно знать мелодию наизусть, но раз за разом, аккорд за аккордом, «Болеро» подхватывает своего слушателя и проводит шаг за шагом от первых тихих звуков флейт, до финальных всплесков великолепной кульминации.

© Екатерина Широкая

© Фонд «Планета талантов»

 

 

С.Рихтер исполняет «Павану»

http://www.youtube.com/watch?v=PuFwt66Vr6U&index=12&list=PLE66239FD63BAB504

С.Рихтер исполняет «Отражения»

http://www.youtube.com/watch?v=0СgjBeXYxzF4

 

«Дафнис и Хлоя»

http://www.youtube.com/watch?v=1s9vEQsTGyg

 

Филармонический оркестр радио Франции исполняет «Вальс»

http://www.youtube.com/watch?v=TMSgWhIENSk

 

Юя Ванг исполняет «Вальс»

http://www.youtube.com/watch?v=Jsm-HaRwI2I

 

"Концерт для левой руки" исполняет Жан-Эффлам Бавузе

http://www.youtube.com/watch?v=U6fMOflJMio

 

«Болеро». Майя Плисецкая, хореография М.Бежар

http://www.youtube.com/watch?v=NRxQ_cbtVTI

 

«Болеро» в фильме К.Лелуша «Одни и другие», танцует Хорхе Донн

http://www.youtube.com/watch?v=tqeImVIVbmU

 

Хореограф — Ролан Пети. Танцуют Лусия Лакарро и Массимо Мурру

http://my.mail.ru/mail/katani08/video/_myvideo/409.html

 

«Болеро» глазами музыковедов

http://glinka-capella.ru/m-ravel/biografiya/462-ravel-bolero-pod-mikroskopom.html

http://www.belcanto.ru/sm_ravel_bolero.html

 

К.Леви-Стросс о «Болеро»

http://www.opentextnn.ru/music/interpretation/?id=4442

 


Вход: